Видеолекции: преимущества и недостатки присутствия преподавателя в кадре.

Видеолекции: преимущества и недостатки присутствия преподавателя в кадре.
Содержание

    Студия для курсов

    Современная технология для эффективного обучения


    Студия для вебинаров

    Живые эмоции в каждой секунде!


    Студия для подкастов

    Сделай свой подкаст ярче


    Введение

    Как студенты воспринимают своих преподавателей в онлайн-занятиях? Этот вопрос стал основой интересного исследовательского проекта РГПУ им. А. И. Герцена. С самого начала проекта было понятно, что он будет актуален, но никто не мог предположить, насколько важным он станет после появления пандемии и перехода на дистанционное обучение.

    Идея исследования зародилась еще в 2018 году, когда онлайн-обучение только начало набирать популярность. Основой для проекта послужили исследования российского психолога Владимира Николаевича Панфёрова, профессора Герценовского университета, который изучает вопросы социальной перцепции, то есть того, как люди воспринимают друг друга. Восприятие личности преподавателя студентами является одной из областей социальной перцепции, и именно эту сторону исследователи решили подробно изучить.

    Первоначально исследования проводились в офлайн-формате, но вскоре команда ученых задалась вопросом о том, как меняется восприятие в случае видеоформата. В их университете появились первые видеолекционные курсы, и исследователям стало интересно, как данный формат влияет на восприятие личности преподавателя.

    Зачем исследовать, как студенты воспринимают своих преподавателей? Может быть, наличие компетентного специалиста уже достаточно? На самом деле, восприятие личности преподавателя играет важную роль, особенно в профессиях, где важно устанавливать контакт “человек-человек”. Как справедливо замечает исследование, лекция должна не только передавать информацию, но и отражать личностную позицию преподавателя. Ведь учебник может предоставить необходимые знания, но именно преподаватель помогает студентам почувствовать и понять его личную картину мира.

    Исследование команды Владимира Николаевича Панфёрова является уникальным и интересным вкладом в понимание процесса обучения в онлайн-формате. А восприятие личности преподавателя студентами оказывается ключевым фактором в создании комфортной и продуктивной образовательной среды.

    Как преподаватель может контролировать свой имидж перед студентами?

    Как преподаватель может контролировать свой имидж перед студентами?

    Исследования показывают, что сознательное формирование впечатления о себе, известное как управление впечатлением, играет большую роль в психологии. Важно учесть, что педагогический имидж имеет огромное значение, поскольку это то впечатление, которое создается у студентов о нас.

    Хотя многие говорят о значимости имиджа учителя, немногие осознанно управляют впечатлением о себе перед другими людьми. Чаще всего преподавательский имидж формируется случайно, без планирования. Однако стоит учитывать, что целенаправленное формирование желаемого представления о себе у студентов является важной задачей для достижения эффективности в обучении.

    Есть распространенное мнение, что имидж связан с харизмой и обаянием человека. Хотя харизма играет важную роль, ее трудно измерить в исследованиях, поскольку это не просто одно личностное качество, а общее впечатление, создаваемое совокупностью качеств и особенностей коммуникации. Управление впечатлением о себе включает в себя и механизмы, позволяющие демонстрировать эту харизму.

    Часто понимание харизмы ограничено. Некоторые считают, что харизматичность связана с яркой артистичностью, выразительным поведением и эмоциональностью. Однако человек может быть харизматичным даже без ярких эмоций, если он умеет заражать своим видением ситуации и умеет интересно и увлекательно представлять свои идеи. Управление впечатлением заключается в том, как сделать харизму из имеющихся у нас качеств.

    Все это показывает, насколько важным является создание и поддержание желаемого имиджа в роли преподавателя. Сознательное управление впечатлением позволяет нам контролировать, как мы видими другими и как наши студенты воспринимают нас. Беря на себя ответственность за формирование своего преподавательского имиджа, мы становимся более эффективными в обучении и создании успешной студенческой среды.

    “Преподаватели и онлайн: почему впечатление не всегда соответствует реальности”

    Преподаватели и онлайн: почему впечатление не всегда соответствует реальности

    В рамках своего исследовательского проекта академические эксперты ставят вопрос о том, как студенты воспринимают и анализируют личностные черты преподавателей в онлайн-обучении. Хотя основная цель исследования заключается в определении того, какие аспекты личности преподавателя воспринимаются аналогично взаимодействию лицом к лицу, а какие – иначе. Это принципиальный вопрос. Остальные вопросы, такие как продолжительность видеолекций и поведение преподавателя во время презентации, являются второстепенными деталями. Исследователи провели ряд экспериментов, чтобы разрешить эти вопросы практически.

    Одним из удачных экспериментов было обнаружено, что преподаватели склонны переоценивать свою эффективность в онлайн-обучении, в то время как, наоборот, недооценивают свою эффективность в офлайн-формате. Почему происходит такое различие? Исследователи предполагают, что большинство преподавателей имеют больше опыта традиционного очного преподавания, даже если у них есть множество видеолекций. В результате, оценить свою успешность взаимодействия со студентами при очной встрече намного проще, чем во время видеозаписи. Фактическое впечатление, производимое преподавателем на студентов, связано с его опытом онлайн-преподавания? Ученые ожидали, что это будет именно так, и специально добавили переменную “Ваш опыт записи видеолекций” в соответствующем эксперименте. Однако они не обнаружили никакой связи между этим опытом и впечатлениями студентов от видеолекций. Проще говоря, восприятие студентов от преподавателя во время видеоуроков почти не зависит от его опыта в записи таких видеоуроков. Поэтому подчеркивается, что сам факт опыта записи видеоуроков не является на самом деле определяющим фактором.

    Преподаватели в университете заметили, что записанные видеолекции не всегда приносят ожидаемый результат. Хотя они могут быть очень информативными и полезными, отсутствие обратной связи от студентов может привести к пропуску некоторых важных моментов.

    Как оказалось, получить обратную связь от студентов по видеолекциям оказалось непросто. Комментарии на YouTube и в социальных сетях приходили значительно позже, чем хотелось бы исследователям. Это создавало проблемы в определении того, что работает хорошо и что нужно улучшить.

    Обратная связь от студентов имеет огромное значение для построения обучения, поскольку она может стать основанием для рефлексии. Без этого обратного потока информации нельзя понять, как эффективны лекции и насколько они интересны студентам. Ведь реакция аудитории является важным индикатором того, достигают ли учителя целей на преподавательском поприще.

    Онлайн среда преподавания сильно отличается от общения в аудитории. Педагоги, привыкшие взаимодействовать с аудиторией, иногда неверно предполагают, что она будет точно такой же и в онлайн-формате. Однако, ошибочные предпосылки могут привести к ошибкам, которые мы не замечаем.

    Поэтому, преподаватели должны призывать студентов активнее делиться своим мнением. Надо знать, что студенты думают о видеолекциях, какие моменты им непонятны или неинтересны. Так только можно совершенствоваться и удовлетворить потребности всех студентов.

    Найдена оптимальная продолжительность онлайн уроков

    оптимальная продолжительность онлайн уроков

    Перед нами находятся студенты нового поколения, которые выросли на коротких видео и текстах. Они привыкли к получению информации в краткой и доступной форме. И вот возникает вопрос: можно ли просто перенести опыт работы преподавателей в очном формате на дистанционное обучение?

    Оказывается, это не так просто. В современной культуре уже сложилось понимание того, как должен выглядеть образовательный видеоконтент. Блогеры-популяризаторы науки успели заручиться поддержкой аудитории, создавая содержательные и интересные видеолекции. В то время как классические университеты только позднее начали активно использовать эту форму обучения.

    Однако, проведя эксперимент, мы выяснили, что студенты действительно больше ценят информационные видеолекции. В процессе исследования мы записали два вида лекций. Первый вид был записан с участием студентов в аудитории, а второй – в одиночку с камерой. Интересно, что при анализе содержания этих лекций оказалось, что второй тип, монологический, содержал больше полезной информации, чем более интерактивный первый тип.

    Это означает, что преподавателям важно уделять больше внимания информативной составляющей видеолекций. Студенты ожидают получить много полезной информации и именно это они ценят. К тому же, важным фактором является объем материала в видеолекции. Представьте себе, что лекции по психологии длительностью 1,5-3 часа в прошлом воспринимались студентами нормально.

    Однако, в настоящее время студентам, выросшим на коротких видео и текстах, такой объем информации уже не подходит. Чтобы заинтересовать студентов и удержать их внимание, нужно представить материал в компактной форме. Эффективное образовательное видео должно быть не длиннее 15 минут. Все, что превышает этот лимит, может привести к потере концентрации и внимания.

    Статья:

    Зависимость предпочтений студентов в отношении типа видеолекций от возраста и уровня знаний – это одно из волнующих вопросов, вызывающих живой интерес учебных исследований в сфере онлайн-образования. Чтобы получить ответ на этот вопрос, требуются достоверные данные экспериментов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть такую зависимость. Данный проект не рассматривал компетентность студентов в связи с ограниченными возможностями исследования в рамках данной работы. Однако, изучение особенностей онлайн-поиска информации студентами и школьниками позволяет сделать предположение: компетентность является существенным фактором, влияющим на предпочтение того или иного типа видеолекций.

    Компетентные студенты склонны обращать более пристальное внимание на материал и предпочитают информацию, поданную в сжатом формате. Я не эксперт в данной области, но на основе собственного опыта могу заявить, что в областях, где я обладаю большей компетентностью, предпочитаю получать информацию максимально конкретно. Таким образом, я могу оценить, как дополняет ли она уже имеющиеся у меня знания или же я уже обладаю этой информацией.

    Кроме того, мотивация студентов также играет важную роль в восприятии разных типов видеолекций. По данным исследований, более мотивированные студенты лучше справляются с трудными форматами. То есть, студенты с высокой мотивацией могут успешно прослушать длинную запись лекции-беседы, которую исполнял преподаватель в аудитории. В то же время, для немотивированных студентов предпочтительным является более короткий формат.

    “Подглядывание в конспект: катастрофа для видеолекций преподавателей!”

    Подглядывание в конспект - катастрофа для видеолекций

    В исследовании студенты оценивали различные аспекты видеолекций и их преподавателей, и результаты были непростительно низкими для преподавателей, которые подглядывали в конспект во время лекции.

    Что же за противоречие? Как оказалось, студенты ищут в видеолекциях не только удобство и доступность, но и уважение и профессионализм. Они хотят ощутить, что преподаватель действительно владеет материалом и уверенно его представляет. Подглядывание в конспект подрывает эту уверенность, создавая впечатление, что преподаватель не полностью освоил материал и застревает на страницах конспекта.

    Конечно, ошибки иногда случаются, и никто не может быть на 100% идеальным. Однако в мире видеолекций, где преподаватель не может мгновенно отреагировать на вопросы студентов или исправить свои ошибки, важно стремиться к совершенству. Подглядывание в конспект добавляет тень недостаточной подготовленности и умалчивает о профессионализме преподавателя.

    Чтобы избежать этой катастрофы, преподаватели должны предварительно изучить материал и уверенно его донести до студентов. Использование конспекта не во время лекции, а для подготовки – вполне приемлемо, но подглядывание во время записи видеолекции – это стратегия, которую следует немедленно забыть.

    Студенты хотят вдохновения, знаний и уверенности от своих преподавателей, особенно в онлайн-формате обучения. Давайте вместе создадим видеолекции, которые будут восхищать, вдохновлять и не оставят места для подозрений в профессионализме.

    В исследовании было обнаружено, что в онлайн-формате преподаватель должен обладать не только эмоциональностью и артистизмом, но и харизматичностью когнитивной и профессиональной. Какими же способами преподаватель может передать свой профессионализм?

    Наиболее значимыми внешними атрибутами профессионализма, выяснилось, являются деловой стиль одежды. Возможно, это потому, что вебинары и видеолекции сейчас пользуются большой популярностью и люди ожидают от преподавателя серьезного и профессионального внешнего облика. Поэтому очень важно поддерживать деловой стиль одежды, даже если он кажется слишком формальным.

    Также играет роль использование терминологии и примеров из науки, а не просто историй из жизни. Эксперименты и исследования лучше иллюстрируют закономерности и принципы, чем просто личные истории. Тем самым, любые признаки объективного знания и профессионализма помогают сконцентрировать внимание студентов на сути материала.

    Однако возникает вопрос, может ли преподаватель через видео также эффективно транслировать свою картину мира и убеждения. Исследования показывают, что это маловероятно. Видеолекции-монологи представляют собой асинхронную форму коммуникации, и в таком формате сложно передать свою личность и мнение. Поэтому предпочтительно сосредоточиться на объективных фактах и материале.

    Результаты исследования показали, что демонстрация открытой коммуникативной позиции играет важную роль в онлайн-коммуникации. Жесты открытости, такие как раскрытые ладони вверх, воспринимаются так же, как и в реальной жизни. Правильная жестикуляция помогает студентам понять, что перед ними – живой человек, а не только голос, говорящий через экран.

    Кстати, в психологии существует несколько точек зрения на то, следует ли показывать преподавателя во время видеолекций или же показывать только материалы, например, презентацию, и оставить преподавателя за кадром.

    Существует гипотеза, что видимое присутствие человека на экране поставляет зрителю дополнительную когнитивную нагрузку и вносит социальную информацию, которую нужно декодировать. Вместо того чтобы полностью сосредоточиться на информации, которую преподаватель передает, студент тратит время и умственные ресурсы на попытку понять, что именно хочет показать преподаватель.

    Однако исследования показывают, что включение социальной информации в видеолекции всё же имеет смысл. Она добавляет важные детали к образу преподавателя и может помочь студентам воспринять его как настоящего профессионала.

    Исследование о восприятии онлайн-лекций показало, что синхронность или асинхронность просмотра либо не имеют влияния на восприятие, либо у нас пока не достаточно данных, чтобы делать однозначные выводы. Когда этот проект разрабатывался, вебинары не были на столько популярны, как сейчас, поэтому мы планируем провести дополнительные исследования, чтобы заполнить этот пробел в знаниях.

    Что касается гендерных различий в восприятии лекций, само исследование не выявило явных особенностей. Однако, было отмечено, что студенты немного выше оценивают лекции преподавателей-мужчин по некоторым критериям по сравнению с преподавательницами-женщинами. Возможно, это связано с тем, что мужчины и женщины используют разные стратегии самопрезентации. В основном, женщины больше ориентированы на установление контакта, в то время как мужчины склонны выделять себя как профессионалов. Таким образом, возможно, типичные мужские стратегии самопрезентации лучше соответствуют ожиданиям онлайн-аудитории, чем женские.

    Современные технологии облегчают доступ студентов к информации и девальвируют её ценность

    Современные технологии облегчают доступ студентов к информации и девальвируют её ценность

    Исследования в области онлайн-образования имеют огромные перспективы, по мнению экспертов. В рамках будущих исследований планируется изучение влияния содержания онлайн-лекций на их восприятие, а также сравнение восприятия вебинаров и записанных лекций.

    Глобально говоря, ожидается дальнейшее развитие технологий в образовании, и важно следить за этим прогрессом. Однако, большое расстройство вызывает тенденция применять новые технологии без должного понимания их работы и образовательного эффекта. Это может привести к девальвации технологий и разочарованию как самих преподавателей, так и студентов.

    По мнению исследователей, перед введением новой технологической инновации необходимо тщательно изучить ее работу, в том числе исследовательским путем. Ожидается, что решение таких вопросов поможет идти в ногу со временем и использовать технологии эффективно.

    Одним из основных направлений исследований является изучение эффектов технологий в образовательном контексте. Например, интерес представляет организация совместной деятельности студентов в онлайн-пространстве. Возникает вопрос о том, насколько эффективно можно организовать такую деятельность онлайн, в сравнении с офлайн-форматом. Известно, что онлайн-коммуникация отличается от живой по глубине контакта и уровню вовлеченности. Поэтому важно изучить образовательные эффекты такой коммуникации и определить, какие технические устройства могут быть использованы для онлайн-взаимодействия.

    Кроме того, важным является исследование влияния устройств на восприятие учебной информации. Недавнее исследование показало, что использование устройства с широким экраном и клавиатурой, таких как компьютер или ноутбук, влияет на процесс и результат восприятия учебной информации по-разному, чем использование смартфона.

    Исследователи обнаружили, что способ, которым мы получаем информацию, может иметь влияние на то, насколько мы ее понимаем и запоминаем. Два самых популярных технических устройства, которые мы используем для доступа к информации – смартфоны и компьютеры, имеют разные характеристики, которые могут повлиять на наше восприятие информации.

    Смартфоны предлагают нам легкий и мгновенный доступ к информации, они всегда под рукой, и мы можем использовать их в любой момент. Однако этот удобный доступ может привести к тому, что мы обрабатываем информацию поверхностно и не запоминаем ее так хорошо.

    С другой стороны, компьютеры требуют ритуальных действий для начала использования. Мы должны открыть ноутбук, включить его и дождаться его загрузки. Психологи считают, что эти ритуалы могут придать информации некую ценность в глазах учащихся.

    Недавнее исследование, проведенное во время карантина и связанного с ним онлайн-обучения, показало интересные результаты. Установлено, что мотивация и удовлетворенность качеством образования снизились у тех студентов, которые использовали смартфоны для учебы. В то же время студенты, которые предпочитали ноутбуки или компьютеры, не испытывали такого снижения мотивации и удовлетворенности.

    Поэкспериментировав с учениками, исследователи обнаружили, что около 2/3 из них предпочитали учиться с помощью смартфонов. Более того, предпочтение использования смартфонов значительно снижало их мотивацию и удовлетворенность образовательным процессом.

    Однако, не следует считать смартфоны вредными для образования. Фактически, они имеют свои преимущества, особенно в коммуникации. Устройства, разработанные в первую очередь для обмена сообщениями и общения, могут быть полезными в образовательном процессе. Они предлагают больше возможностей для взаимодействия со студентами и сокращение расстояния между преподавателями и учениками. В то же время, использование больших экранов компьютеров и ноутбуков может способствовать более эффективному освоению материала.

    Из всего этого следует, что различные типы устройств нужно интегрировать в образовательный процесс с учетом разных задач, которые они могут выполнять. Безусловно, важно выбрать правильное устройство, которое будет соответствовать целям и потребностям студента. Таким образом, достижение успеха в онлайн-образовании зависит в том числе от того, какое устройство студент выберет для своего обучения.

    Это открытие, представляет собой интересный контраст с текущими трендами в области корпоративного обучения, где все больше используется мобильное обучение. Согласно исследованию, такой подход может привести к некоторому противоречию.

    Особенность заключается в том, что с использованием мобильных устройств люди получают разную информацию с разными целями. Например, если целью является простое знакомство с темой, то это можно делать в любом месте и время, например, за чашкой кофе или во время зубной чистки, просматривая образовательные видеоролики на смартфоне. В результате, человек может запомнить информацию и сказать: “Да, я смотрел это, о мне об этом говорили”.

    Однако, ситуация меняется, когда речь идет о необходимости глубокого усвоения материала. Представьте, что вы чистите зубы или едете в метро и смотрите мини-ролик о вычислении интегралов. Если вы не привыкли решать подобные математические задачи, то чтобы разобраться в них, вам нужно полностью сосредоточиться на материале. Однако, это становится сложно, если вы одновременно занимаетесь другими делами.

    Важными факторами в данном случае являются вовлеченность и качество усвоения информации. Исследования показывают, что школьники, которые при исследовании и подготовке работы по обществознанию используют смартфоны, усваивают информацию хуже, по сравнению со своими сверстниками, использующими компьютеры.

    Поиск и просмотр контента на смартфоне может быть более быстрым, однако, качество осмысления информации, по всей видимости, страдает. Поэтому, разумно использовать различные технические устройства в зависимости от того, нужно ли нам просто ознакомиться с материалом или глубоко его понять.

    ЧаВо

    Что такое видеолекции?

    Видеолекция – это формат обучения, при котором преподаватель записывает урок на видео, а студенты могут просматривать его в удобное для них время.

    Какие преимущества есть у видеолекций?

    Гибкое расписание: студенты могут прокручивать видео, делать перерывы и возвращаться к просмотру, когда им удобно.
    Доступность: видеолекции можно смотреть в любом месте, где есть интернет.
    Приватность: студенты могут изучать материалы в удобной для них обстановке, без посторонних.

    Есть ли недостатки у видеолекций?

    Отсутствие интерактивности: студенты не могут задавать вопросы преподавателю в режиме реального времени.
    Отвлекающие факторы: студенты могут быть отвлечены на другие задачи или просмотрать видео без должного внимания.

    Как максимально использовать видеолекции для обучения?

    Ставьте себе сроки: установите конкретную дату и время для просмотра видеолекции, чтобы избежать склонности к прокрастинации.
    Принимайте активное участие: делайте записи, паузы и задавайте себе вопросы, чтобы обеспечить глубокое понимание материала.
    Используйте дополнительные ресурсы: читайте учебники, смотрите разборы задач и примеры, чтобы укрепить свои знания.


    Комментарии

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *